Вальсирующие.
Возмутительное, наглое представление бесшабашного, сексуально-раскрепощенного, криминально-хулиганского разгильдяйства как образа существования, простой, скорее эмоциональной, чем мысленной, философии получения удовольствия от самой жизни с наплевательским равнодушием к трепетно хранимым добродетелям подчинения себя общественной полезности, достижения разумеющихся целей материально-семейного благополучия в постоянном соревновании за место под солнцем, под лампой, под начальником, под идеологией, под внуками, под могильной плитой.
И лишь после этого можно вздохнуть с облегчением, однако в гробу не окажется воздуха, так почему бы сейчас не втянуть мокрый соленый бриз молодости? А потому, что у этой самой молодости есть один отвратительный и неизбежный недостаток: она успевает прошмыгнуть сквозь трещину лет, между ночью и утром в преддверии третьего десятка, а после — лишь память, и чаще с привкусом сожаления.
Парочка бездельников, пробавляющихся обаятельно-шутливым гоп-стопом бальзаковских дам, Жан-Клод и Пьеро целыми днями разгуливают по улицам в брюках клеш с придурковатой улыбкой самодостаточных Диогенов.
Они бы ни за что не вылезли из своей бочки, если бы не тень, почти македонская, голода, что и становится, как и для любого животного, зачином в их путешествии по миру.
Франция 70-х. В «Вальсирующих» это пустынные улицы, заросший пожелтевшей по осени травой пригород не Парижа, а какого-то захолустного городка, одинокие, злые и неприветливые люди. Все это очень ярко коррелирует с образами главных героев. Вживанию в атмосферу служит и странный монтаж, нещадно выкидывающий ненужные подробности и разрывая действие на куски, а заодно и жизнь двух друзей, живущих не как большинство людей от зарплаты до зарплаты, а от грабежа до грабежа или от угона до угона. Обчистили очередную кассу — и вот они уже в новых костюмах едут в свежеугнанной тачке по привычно пустынной дороге.
Дорога. Путники, странствующие и просто бродяги, столь привычные образы для Жерара Депардье. Просто ехать прямо, никуда не сворачивая, пока не закончится бензин. Незачем о чем-то думать, пока ты молод и свободен. Героиня Жанны Моро, вышедшая из тюрьмы после 10 лет жизни в сырой и грязной камере, уже не смогла принять реальность, дав главным героям понять, что нужно ценить настоящее и людей, находящихся рядом с тобой. В молодости обычно не обременяешь себя раздумьями о будущем, а посему «время придет — будем думать».
Фильм пропитан эротизмом, а пошлости нет. Поступки героев шокируют, но в то же время и веселят, герои аморальные типы, но харизма из них так и прёт.
Только молодые и наглые (конечно же талантливые, не без этого) могли снять такой фильм. Больше ничего такого взрывного Блие не снял, а Депардье, хоть и переиграл всю Французскую классику, так как в в роли хулигана он мало где раскрылся. Ведь по сути он играл самого себя.
Концентрация ненависти и презрения к обществу самопотребления не мешает фильму «Вальсирующие» быть еще и жизнерадостной комедией. Симптоматично изменение финала: в книге Бертрана Блие маленькая банда аутсайдеров погибает, причем, самым нравоучительным образом (от последствий собственного хулиганства — подпиленной автомобильной оси). В кинофильме же герои уезжают в светлую даль, оставляя зрителей-моралистов негодовать.
Этот фильм не исчезнет под слоем многолетней пыли, не забудется, не утратит своего великолепия.